- Иаков
- имя святых русских по порядку их церковного поминовения в году: 1) Иаков преподобн. галичский. Наиболее подробные сведения о жизни его даются в книжке неизвестного автора "Св. угодники Божии и подвижники костромские; их жизнь, подвиги, кончина и чудеса" (Кострома, 1879, стр., 124 - 125). По ним видно, что преп. Иаков вначале жил в монастыре преп. Паисия галичского († 1460 г.), а затем удалился в монастырь св. Николая в г. Галиче (ныне здесь женский монастырь). Здесь он скончался и погребен под алтарем церкви. Окрестные жители чтут св. Иакова как чудотворца и мужа святой подвижнической жизни. В Николаевском монастыре писались иконы пр. Иакова и хранится рукописная служба ему. 2) Иаков преподобн. железноборовский, происходил из рода бояр Аносовых. Рано почувствовав стремление в иноческой жизни, И. отправился в обитель пр. Сергия Радонежского и принял от него пострижение. Спустя несколько времени (в 1392 г.) И., приняв благословенье пр. Сергия, отправился в родные костромские места и поселился в 15 вер. от нынешнего гор. Буя, в местности, называемой "Железный Борок". Скоро слава о его подвижнической жизни широко распространилась и привлекла к нему последователей. Великий князь Василий Дмитриевич, большой его почитатель, помог ему устроить на Железном Бору монастырь (1415 г.) во имя Иоанна Предтечи. Монастырь этот во время народных бедствий, посетивших Костромской край, моровой язвы (в 20 годах XV ст.) и татарских набегов оказывал помощь и давал убежище окрестным жителям от жестокости татар, пока не был сам разорен татарами. Трудами преп. Иакова он вновь отстроился, после чего преподобн. Иаков по просьбе братии митрополитом Ионою был поставлен игуменом его. В этом же монастыре преподобн. Иаков и скончался в 1442 г., по одним 11 апреля, по другим 5 мая, в каковые числа и совершается его память. Канонизирован И. ранее 1628 г. 3) Иаков железноборовский, 2-й ученик и почитатель преп. Иакова, основателя железноборовского монастыря (выше, 2). Вначале подвизался в Предтеченском монастыре, а потом перешел в принадлежащую монастырю брылеевскую пустынь, где и скончался, и был погребен. Празднование ему совершается в день Сошествия Святого Духа. 4) Иаков и Иоанн, св. отроки менюжские, родные братья, дети благочестивых поселян погоста Менюж (в 40 вер. от Новгорода). Скончались в молодых годах смертью мучеников в царствование Иоанна Грозного в 1570 г. Мощи их обретены нетленными в конце XVII стол. и почивают в Троицкой приходской церкви (бывшей церковью Менюжского монастыря). Канонизированы в неизвестное время до начала XVIII века. Память их 24 июня. С давних пор сохранились тропарь и кондак св. отрокам. 5) Иаков и Феофил преподобн. мученики. О жизни и деятельности их известно лишь, что они, в конце XIV ст., в 65 верст. от гор. Порхова, основали пустынь в честь Успения Божией Матери. Скончались они около 1412 г. Мощи их почивают в основанной ими, а потом упраздненной Успенской (иначе Феофиловой) пустыни (ныне приходской храм). Им написаны тропарь и кондак. Память 21 октября. 6) Иаков блаж. боровичский. О жизни его ничего определенного нет, есть лишь местное предание, что сын простых поселян, принял юродство Христа ради (поэтому в чине блаженных) и убит громом. На иконах св. Иаков изображается в отроческом виде, из чего можно видеть, что он умер в молодых годах. Прославление блаж. Иакова началось при несколько необычных обстоятельствах. Около 1540 г. прибрежные реки Мсты жители во время ледохода увидели плывущую на льдине полуразрушенную колоду с телом отрока. Три раза они отталкивали льдину от берега, отводя ее вниз по течению, и три раза она возвращалась обратно на старое место (на месте нынешн. гор. Боровичи). В то же время некоторым старым людям в сновидении являлся св. праведник, открывая им, что в колоде лежит тело христианина и в честь брата Господня нарицается Иаковом. После этого жители с честью перенесли гроб с телом отрока в часовню, тут же на берегу устроенную. После многих чудес и знамений, совершившихся при гробе св. Иакова, что засвидетельствовано комиссией, назначенной архиеп. новгородским Феодосием, мощи св. Иакова были торжественно перенесены из часовни в церковь Св. Духа, при которой потом устроился монастырь. В 1654 г. св. мощи были вновь перенесены в Иверский (на Валдайском озере) монастырь. В церкви Св. Духа осталась лишь часть св. мощей. Канонизация последовала недолго спустя после 1544 г. Память его 23 октября. 7) Иаков, св. епископ ростовский, с ранних лег отличался стремлением к иноческой жизни, подвизаясь в одном из ростовских монастырей, был избран во епископа г. Ростова (1385 г.). Известен как добросердечный, истинно религиозный христианин и горячий противник Маркиана, своими еретическими проповедями, направленными против иконопочитания, соблазнявшего православных. Доброта и мягкосердечие св. И. послужили и источником великих огорчений для него. За защиту одной преступной женщины он был обвинен в нечистой жизни и изгнан из Ростова. Он удалился из города и поселился недалеко от него в уединенном месте. Скоро молва о его святой жизни распространилась, стали приходить почитатели его, а раскаявшиеся ростовцы безуспешно призывать его вновь к себе. Вскоре же здесь был основан монастырь Зачатиевский, или Иаковлев. В этом монастыре св. И. и скончался в 1391 г., и здесь же почиют его мощи и доныне. Канонизирован он на соборе в 1549 г. Память его 27 ноября.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.